Лиана Ким
Психологическая истощенность, недостаток энергии - что делать

Мы часто не можем определить свое состояние энергетической истощенности (психологической), но ощущаем как хроническую усталость, нежелание делать даже прежде любимые дела, постоянную "лень", упадок сил.
Состояние энергетической истощенности можно сравнить с физической болезнью (в определенной мере так оно и есть и зачастую в болезни переходит), но мы ощущаем его как процессы,разворачивающиеся в психике.

Состояние психологической истощенности возникает от длительного игнорирования потребностей, что можно выразить и по-другому - длительного не-решения актуальных задач. Человек может не решать свои задачи по разным причинам. Часто он их просто не осознает. Бывает и так, что задачи кажутся ему нерешаемыми, особенно если он приложил большие усилия к их решению, но они не имели успеха (выученная беспомощность, неуверенность в себе). Может быть, человек не видит возможностей для решения задач (недостаток знания). Ограничивающие верования - человек может считать свои потребности "ошибочными" или полагать, что он не обязан их решать, а ответственность за его жизнь несут другие люди.
По существу, все эти причины могут быть выделены в три категории:
- недостаток знания (знать, как надо),
- недостаток осознанности (понимать свои потребности и ограничения),
- недостаток дисциплины (делать "правильные вещи").

Определить свое состояние и уровень истощенности можно по определенным признакам в состоянии покоя. Это важно, именно в состоянии покоя, отсутствия напряжения, создаваемого извне или изнутри в виде обязанностей.
Мы будем исходить из той точки, когда истощенность еще не перешла в физическую болезнь, но близка к этому.
1 степень. Если такого человека "оставить в покое", он выберет наименее затратный способ существования - сон и изоляцию. Любые стимулы, возникающие извне, его раздражают, он их не хочет. Тишина, приглушенный свет, уединение,отсутствие физической активности, легкая еда (не способствующая возбуждению) - вот к чему будет стремиться организм. Это похоже на период восстановления после болезни, когда, вспомните, врачи рекомендуют покой, сон и диету. Убрать все, что способствует какому-либо возбуждению, то есть затратам энергии. Это даст человеку возможность слегка восстановиться.
2 степень. Человек начинает чувствовать напряжение, которое означает, что возник излишек энергии. Обычно это ощущается в теле как неудобство - хочется встать, что-то поделать телом. Важно следовать именно этому импульсу,а не расходовать драгоценный маленький излишек привычным способом. Привычный способ для большинства людей - развлечения (которые приносят "удовольствие"), выполнение социальных функций, работа ума. Однако на этом этапе важно обратить внимание именно на тело, услышать его, а возникший "излишек" направить на то,что даст дальнейшее восстановление, наполнение резервуара энергии. Хочется есть (на первом этапе было сложно и это), двигаться, дышать - этим и заниматься. Прогулки, дыхательные практики, увеличение питательности пищи. Тут же легкие стимулы вроде спокойной музыки, рукоделия.
3 степень. Снова напряжение, уже на уровне ума. Человека начинают одолевать мысли и чувства, он начинает пережевывать проблемы (возникают эмоции) или придумывает себе какую-то интеллектуальную жвачку (возникают мысли). Эти эмоции и мысли отличаются от тех, что возникают в нормальном состоянии тем, что не имеют конструктивного решения - они ни о чем, человек не хочет решить проблему, а хочет "поговорить об этом". Но это хороший признак с точки зрения увеличения энергии. Направим его в нужное русло - то есть на дальнейшее восстановление. Это время для освоения и практики медитаций (для снятия пустого напряжения), для самоанализа, рефлексии, тренировки осознанности. И самое главное - для формирования новых стреотипов поведения, которые предупредят такое состояние на будущее, научат человека управлять своей энергией так, чтобы не допускать истощения. Разговоры как таковые по-прежнему слишком энергозатратны для этого периода, но будет полезным общение с психологом (то есть человеком, который поможет пройти этот период наиболее эффективно, не требуя ответной энергии для себя). Самый длительный этап, когда человек учится "жить по-новому", осознавая свои импульсы и управляя ими, а не подавляя и не подчиняясь.
4 степень. Напряжение как желание деятельности. У человека вполне хватает сил на питание, прогулки, самообслуживание, психологическую работу, поддержание себя в спокойном состоянии, когда телу и душе нейтрально. Возникающее снова напряжение говорит о том, что человек готов к более высокой энергозатратности. Это ощущается как способность выполнять более интенсивную работу, но пока эта работа должна быть направлена на себя, а не на мир. На физическом уровне нужно увеличивать спортивную нагрузку так, чтобы она стала не поддерживающей, а развивающей, на бытовом - заняться окружающим пространством, на ментальном - осваивать, закреплять и совершенствовать навыки саморегуляции. На этом этапе допустима легкая интеллектуальная нагрузка, и полезные развлечения (активный отдых, общение, новые впечатления), но дозировано, так, чтобы объем поддавался регуляции и главным образом для развития навыков саморегуляции. То есть на данном этапе мы уже можем позволить себе некоторый расход энергии, но основной расход по-прежнему должен быть направлен на себя, на наполнение себя энергией более интенсивно.
5 степень. У человека возникает напряжение, ощущаемое как желание полноценного социального взаимодействия - работа, забота о семье и тп.

Если человек хорошо владеет навыками саморегуляции, он выполняет качественно некий установленный "минимум" - является среднестатистическим членом общества, способным позаботиться о себе во всех смыслах. И! - все равно ощущает избыток энергии. Напряженность, которая будет направляться на творчество, самореализацию - и тогда мы говорим о состоянии энергосбалансированности.
Энергосбалансированность ощущается как стремление отдавать в любви и работе, получая приток энергии от самого этого факта. Все же энергозатраты, необходимые для выживания (уровень 5) - человек покрывает самостоятельно за счет грамотной саморегуляции и управления своими энергетическими процессами. Энергоизбыток ощущается как недостаток впечатлений для развития, стремление к ним - тогда человек стремится получить некий новый опыт, будь то развлечения (как в юности), социальная активность (как в молодости) или духовная работа (как в зрелости).

Состояние психологической истощенности - не время для постановки новых задач. По существу, это время для "решения проблем", которые сводятся к одной большой проблеме - неумению самостоятельно удовлетворять свои потребности экологичными конструктивными способами. Большая задача человека в период выхода в состояние сбалансированности - научиться понимать, принимать и удовлетворять свои потребности. В зависимости от основной причины "болезни" будет определяться основное направление подчиненных задач - то ли получение знаний, то ли развитие осознанности, то ли развитие дисциплины, хотя понятно, что необходимо будет в любом случае работать по всем направлениям.

Особенно отметим, что с точки зрения энергозатратности радость так же энергозатратна, как решение проблем (дискомфорт, неприятности, несчастье). Поэтому в периоды энергетического недостатка следует не стремиться, что кажется логичным, к радости (развлечения, общение, любовь, творчество, труд, забота, развитие и тд), а направлять энергию на совершенствование процессов саморегуляции по возможности без внешних стимулов в виде неприятностей и радостей.
Радость - это роскошь, которая способствует счастью и созиданию только в состоянии сбалансированности.
По большому счету, в состоянии несбалансированном мы должны стремиться к решению проблем (задач), осознавая, что грамотное решение задач приведет к повышению уровня энергии, а отдача себя "в радость" - ее оттоку, который в таком состоянии мы не можем себе позволить. Пока человек не обеспечил комфортный "минимум" - все его радости и достижения будут оплачиваться истощением внутреннего ресурса, что приведет к печальным последствиям.
© 2016 All Right Reserved. Liana Kim.
Made on
Tilda